Теория уличной энергии

2.1 Агитация за искусство. Все постеры проекта

«Агитация за искусство» — это акция, с которой началась история Уральского филиала ГЦСИ в 2000 году. Тогда же была выбрана стратегия с акцентом на искусство в городской среде, о чем мы говорили в новом эпизоде «Теории уличной энергии». Публикую дополнительную информацию по теме.

Рекомендую читать эту публикацию только после прослушивания подкаста. Здесь пространство для изображений, которые помогут лучше понять, о чем шла речь в выпуске

Для проекта был создан сайт, осколки которого и помогли собрать коллекцию ниже. Каждое изображение требовало примерно 4 клика на трещащем по швам сайте в веб-архиве. Зайти на страницу автора, открыть страницу с постером, открыть постер, сохранить. Где-то поправить, где-то повернуть, и, конечно, удивится неимоверное свободе слова.

А вот и оригинальный манифест:
Проект «Агитация за искусство!» — это возможность прямой коммуникации художника с обществом, выход за пределы герметичной узкопрофессиональной среды и узкопрофессиональных пространств. По мере поступления оригиналов «листовок» по электронной почте и факсу, они будут размножаться с помощью ризографа и расклеиваться на улицах города, распространятся с помощью директ-мэйл и публиковаться в Интернете.
Цели проекта

  • Популяризация и поддержка современного российского искусства.
  • Преодоление барьеров и налаживание коммуникации между интернациональным современным искусством и российским обществом.
  • Поддержка института независимой критики и свободы слова в современном российском обществе.

В течение проекта художники создают произведения в жанре листовки, «агитирующие за искусство».

Содержательно и рефлексивно диапазон художественных высказываний задается диапазоном жанра «листовки». От рекламы современного искусства и современных художников как полезных, привлекательных, престижных «товаров и услуг», до пропаганды, социальной рекламы современного искусства как стиля жизни, новой религиозной конфессии, партии, а современных художников, как политических и духовных лидеров. Поэтому в рамках проекта приветствуется использование любых рекламных и политических стратегий.

Художники получают возможность объяснить обществу, зачем ему, собственно, нужно современное искусство, в чем его привлекательность и/или польза, выгода и, напрямую пропагандировать себя. В каталоге будет осуществлена обратная связь с «потенциальным потребителем», кроме обычных каталожных сведений будут указаны электронный адрес или веб-сайт художника, т.е. листовка будет работать как персональная рекламная страница художника.
Интересный бонус архивного сайта — наткнулся на веб-скам нулевых
При знакомстве со всеми постерами я был удивлен невиданной свободе высказываний и немного «отцензурил» коллекцию — убрал парочку постеров с обнаженным телом. Их я опубликовал на Boosty для тех, кто поддерживает проект.

Ошибочно полагать, что тогда совсем не было ханжества — в 3 июля 2002 года в Самаре была закрыта выставка постеров из-за жалобы на листовки «Новых тупых», Вячеслава Мизина и Людмилы Константиновой. Постер Мизина улетел на «Бусти», а вот два возмутивших вы можете встретить в подборке. В своем обращении к закрывшим выставку организаторы заявили, что агитации «созданы художниками, чей профессионализм в сфере современного искусства несомненен. Досадно, что сотрудники музея не смогли это понять». Для улицы некоторые постеры были недоступны, а вот пространство выставки — это место, куда люди идут намерено и понимают, что могут встретить что угодно.

Подборка ниже — не топ и не рейтинг, она отсортирована в алфавитном порядке на латинице.

Проект реализован при поддержке Министерства культуры Российской Федерации.