Теория уличной энергии

2. Панк, дауншифтер, демиург и актор. Такой разный старик Б.У.Кашкин

Третий эпизод «Теории уличной энергии» про старика Б.У.Кашкина или Евгения Малахина выбивается из общей концепции подкаста. Мне кажется, что в получасовой биографии я сказал все, что хотел. Поэтому тут почти не будет текста, зато много фотографий — про эти ситуации мы говорим в выпуске подкаста. А еще тут будет много снимков самого Буки, ведь он и есть свое главное произведение искусства.

Рекомендую читать эту публикацию только после прослушивания подкаста. Здесь пространство для фотографий, которые помогут лучше понять, о чем шла речь в эпизоде. Снимки взяты из открытого сообщества «Арт-движение «Старик Букашкин». Там же, кстати, есть немало процессов, которые проходили уже после смерти автора, задокументированный импульс, о котором я говорю в эпизоде.

Образ

В сети гуляет популярная фотография Евгения Малахина до трансформации в свой образ народного панк-скомороха. Просто сравните героя до перестройки и после, разница колоссальная.

И, да, он любил подурачиться в кадре, что шло в разрез с общепринятым «серьезным» отношением к фотографии и позированию.

Евгений Малахин в 1974 году, фото: Владимир Холостых.

Та самая футболка

Досочки

В своем подвале Б.У.Кашкин упорно просил всех «рисовать досочки». Если человек не соглашался, он уговаривал его до последнего, пока тот не покорится. Это были как кухонные доски, так и просто потерявшие свою функцию куски мебели. Кухонные превратились в «Морального-шинковальные досочки» — на каждой из них был социальный, чаще антиалкольный, посыл.

На многих артах сообщества «Картинник» главным героем выступает сам Букашкин. Это не эгоизм автора, форма рисования была открытой. Но последователи настолько восхищались им, что не могли удержаться.

Подвал Б.У.Кашкина на улице Толмачева (Букашник)

Старик Букашкин. Дощечка «Давайте нищим подавать». Екатеринбург, 1990-е гг.

Кто такой скоморох

Прекрасная заметка из газеты «Читающая Югра» 1999 года.

Музыка

Импровизированные представления чаще всего проходили в сквере, который снесли для обновления «Пассажа». Впрочем, ничего не мешало группе музыкантов стать путешествующим по городу облаком энергии, играя на том, что музыкальными инструментами не является — градусники, кухонная утварь, случайный мусор. Лишь бы был запал и нужная компания.

На этих же акциях разваривались те самые досочки.

Уличный арт

Следы «Картинника» под предводительством Б.У.Кашкина особенно активно находить после смерти Малахина в 2005 году. Расписанные гаражи «путешествуют» из двора в двор, меняя свои локации. Найти что-то их сегодня сложно, но можно — будут видны лишь очертания картин, но почерк движения (стишок + иллюстрация) будет считаться без ошибок.
Б.У.Кашкин (1935-2005): Жизнь и творчество уральского панк-скомороха, изображение №4
Б.У.Кашкин (1935-2005): Жизнь и творчество уральского панк-скомороха, изображение №5

Наследие

Последователи старика Б.У.Кашкина особенно активничали в нулевых и десятых годах, после чего уличные акции пошли на спад (вероятно, из-за ряда ограничений). Например, 31 мая 2009 года в Екатеринбурге состоялась демонстрация под лозунгом «Старик Букашкин – солнце Евразии!».
Я позитивно отношусь к документации, исследованиям и целым книгам, посвященным старику Букашкину. Вы можете найти несколько изданий от различных авторов и каждое из них откроет Евгения Малахина с новой стороны.

Но также я скептичен к любым идеям «реставрации» его творчества. Букашкин еще при жизни прекрасно понимал скоротечность уличного искусства, как его главную ценность, поэтому для него закрашенный рисунок был стимулом нарисовать что-то новое. Хочется, чтобы его яркая история также побуждала на новые интерпретации идей, а не дословное цитирование того, что уже исчезло.
Узнайте его историю в новом выпуске «Теории уличной энергии». Ваше внимание помогает развивать нашей легенде о стрит-арте Екатеринбурга.

Яндекс.Музыка
Apple Podcasts
Spotify
Другие платформы