В первом выпуске подкаста «Теория уличной энергии» я ищу точку старта — тот момент, когда художники Екатеринбурга вышли на улицы. И обсуждали, почему же они так долго не выходили.
Рекомендую читать эту публикацию только после прослушивания подкаста.
Кажется, что «Путь капитализма — путь упадка», который я люблю показывать на лекциях про искусство в городской среде — отличная точка для отсчета. Представьте, сколько обсуждения в сети создал бы такой арт-объект сегодня — гигантский череп с пушками переплюнул бы «Индустриального Младенца» и »Глину номер 4» вместе взятые. Но, все же, признаем, что это идеологический госзаказ.
Свердловск, 1932 год, Площадь народной мести (сегодня: Вознесенская площадь), фото из архива
Многие находят эстетику в суперграфике — рисунках на панельных домах. Изображение предварительно отливалось на панели и несло оформительскую роль, пыталось разнообразить однотипные дома, добавив им нотку уникальности. Поиск уникальной суперграфики в городе учит внимательнее относиться к мелочам, и вот, у вас уже не простая панелька, а уникальное здание.
Любые попытки поговорить с авторами таких изображений заканчивались для меня фразой «ну, просто оформуха. Дали заказ — что-то придумали». Ни о каком самовыражении не может быть и речи. Но ничего не мешает вам, как зрителям, наслаждаться этим.
Любые попытки поговорить с авторами таких изображений заканчивались для меня фразой «ну, просто оформуха. Дали заказ — что-то придумали». Ни о каком самовыражении не может быть и речи. Но ничего не мешает вам, как зрителям, наслаждаться этим.
Трехмерная иллюзия в Академическом районе, фото: Сергей Потеряев
По ходу выпуска мы, поговорив о других точках старта искреннего искусства на улице, лучшей из которых я считаю версию Ры Никоновой, перешли к чему-то задокументированному. Свердловский художник Алексей Скворцов в 70-х годах проводил настоящие уличные хэппенинги, устраивая перформативный акции и расписывая камни на Каменных Палатках. Зрителей у него с единомышленниками не было, все делалось в стол, ради нескольких фотографий. Но стало значительной частью истории о локальном андеграунде, которую показали горожанам на выставке «Адреса Андеграунда» уже в наши дни.
Темы «хеппенингов» напрямую перекликались с перформансами, проведенными арт‐группой «Движение» в начале 1970‐х годов («Лесные пришельцы», 1971; «Осенний зеркальный сон», 1972). В мастерской Скворцова велись предварительные обсуждения, он же занимался фотосъемкой.
Темы «хеппенингов» напрямую перекликались с перформансами, проведенными арт‐группой «Движение» в начале 1970‐х годов («Лесные пришельцы», 1971; «Осенний зеркальный сон», 1972). В мастерской Скворцова велись предварительные обсуждения, он же занимался фотосъемкой.
Перформативные акции стали первым толчком для местной художественной среды выйти на улицы. Скворцов вдохновил многих на эксперименты, и после уже нашлись смельчаки, которые стали пионерами уличных практик в самом центре города.
О них мы поговорим в следующем выпуске.
Подписывайтесь на подкаст «Теория уличной энергии» на любой удобной платформе. Новые выпуски публикуются по вторникам, а в среду выходит текстовая заметка с фотографиями героев новой главы.