В новом эпизоде подкаста «Теория уличной энергии» мы говорили про незаслуженно обделяемую вниманием команду студентов, запустивших волну стрит-арта в Екатеринбурге. Их практики не были похожи на попытки просто вынести классические практики рисования в город, «Басики» уже активно работали с контекстом места и не стеснялись дерзить поднимаемыми темами.
Рекомендую читать эту публикацию только после прослушивания подкаста. Здесь пространство для фотографий, которые помогут лучше понять, о чем шла речь в эпизоде
В доме-мастерской на Октябрьской революции, группа «Басик»: Александр Голиздрин, Эдуард Игнатьев, Олег Еловой, Андрей Козлов, Евгения Акулова-Еловая, пёс Джим
Внимание: публикация в большинстве основывается на исследовании Ирина Кудрявцевой, автора выставки «Еловой и окрестности» (2021, Екатеринбургский музей изобразительных искусств, виртуальная версия опубликована на «Арт Платформе) и одноименного документального фильма.
Если быть дотошно точным, то Эдуард Игнатьев, Александр Голиздрин, Андрей Козлов и Олег Еловой объединились в 1986 году в безымянную группу для работы на студенческим проектом. «Басиком» она станет только после первых публичных акций.
По нынешним меркам, это максимально безобидные городские движения — рисование портретов в парке. Радостные горожане, никакого резкого подтекста, но в задатке уже есть стремление к коммуникации со зрителем вне музеев и худсовета.
По нынешним меркам, это максимально безобидные городские движения — рисование портретов в парке. Радостные горожане, никакого резкого подтекста, но в задатке уже есть стремление к коммуникации со зрителем вне музеев и худсовета.
Создание портретов в парке Маяковского, личные фотографии Эдуарда Игнатьева
Название «Басик» предложил даже не участник арт-группы, а их сокурсник Михаил Топалов. Чуть позже Эдуард Игнатьев нарисует логотип группы, который, как часть айдентики, будет появляться на акциях и при оформлении выставочных проектов.
Логотип «Басика», Эдуард Игнатьев
Первая несогласованная публичная выставка искусства в городе состоялась в 1988 году. Арт-группа «Басик» устроила «Открытый вернисаж» на Плотинке, прямо в историческом сквере Екатеринбурга. Огромный шатер, странные скульптуры и картины, музыканты, танцоры, петух, наряд милиции — все как надо. В эпизоде я сравнил происходящее с «Заброшкой» — неформальной выставкой, которая последние несколько лет проходит в заброшенных зданиях Екатеринбурга.
Газета «На Смену» написала рецензию через день после выставки:
«В минувшее воскресенье около свердловского Исторического сквера огромный цветастый халат весело размахивал на ветру расписными рукавами. А надпись на нем оповещала: Выставка "Басик". На легких конструкциях располагались живописные графические работы, скульптура. Тут же можно было погладить живого бентамского петушка покрутить ручку патефона, послушать старые пластинки, удивиться театральной афише тридцатых годов, а также посмотреть импровизированные выступления участников выставки. Прошлое и настоящее, живое и сделанное рукой человека столкнулись здесь, осознавая друг друга»
Газета «На Смену» написала рецензию через день после выставки:
«В минувшее воскресенье около свердловского Исторического сквера огромный цветастый халат весело размахивал на ветру расписными рукавами. А надпись на нем оповещала: Выставка "Басик". На легких конструкциях располагались живописные графические работы, скульптура. Тут же можно было погладить живого бентамского петушка покрутить ручку патефона, послушать старые пластинки, удивиться театральной афише тридцатых годов, а также посмотреть импровизированные выступления участников выставки. Прошлое и настоящее, живое и сделанное рукой человека столкнулись здесь, осознавая друг друга»
«Открытый вернисаж», фотографии Виктора Соболева
Тот же год, то же место — на Плотинке «Басик» устраивает акцию «Переправа» / «Форсирование реки Исеть». Художники и статисты, переодетые в революционных матросов, раненных красноармейцев и санитарок с криками на нодувных матрасах переплывали знакомый всем екатеринбуржцам фрагмент исторического сквера. В шуточном контексте использовалось сразу несколько сакральных для советской власти образов.
Работали художники с актуальными политическими образами, устроив альтернативное шествие в рамках студенческой акции. Опять в центре города.
Работали художники с актуальными политическими образами, устроив альтернативное шествие в рамках студенческой акции. Опять в центре города.
Акция «Переправа» / «Форсирование реки Исеть», личные фотографии Эдуарда Игнатьева
Арт-группа «Басик» с портретами политиков на шествии, улица Карла Либкнехта, фото Виктора Соболева
В выпуске упомянута оптическая иллюзия «Красный человек с птицей» на заброшенном здании. Увидеть образ человека можно было только из одной точки в пространстве, из остальных же рисунок размывался. Художники любезно установили кресло для случайного зрителя.
«Красный человек с птицей», личные фотографии Эдуарда Игнатьева
Создавая серию акций и уличных проектов, «Басик» продолжали практиковаться в классической живописи. И к начале 90-х коллектив распался — каждый занялся сольной карьерой.
Арт-группа «Басик» — не такой популярный образ, как, например, старик Б.У.Кашкин, к чьему творчеству в истории уличного искусства Екатеринбурга постоянно отсылаются.
Хочется верить, что этот выпуск стал для вас открытием.
Арт-группа «Басик» — не такой популярный образ, как, например, старик Б.У.Кашкин, к чьему творчеству в истории уличного искусства Екатеринбурга постоянно отсылаются.
Хочется верить, что этот выпуск стал для вас открытием.
Подписывайтесь на подкаст «Теория уличной энергии» на любой удобной платформе. Новые выпуски публикуются по вторникам, а в среду выходит текстовая заметка с фотографиями героев новой главы.
Яндекс.Музыка
Apple Podcast
Spotify
Другие платформы
Яндекс.Музыка
Apple Podcast
Spotify
Другие платформы